top of page

Как растить детей в 21 веке


Давно хотела про это написать, но вот вчера вышла статья в The Guardian о росте количества детских пациентов в отделениях mental health и очень захотелось на нее ответить, точнее, продолжить.

Речь пойдет о том, каким я вижу воспитание ребенка, которому выпало жить в век невиданной доселе диджитализации и связанных с ней изменений в устройстве мира. Но поскольку мы не хотим для наших детей просто выживания, а стремимся к тому, чтобы жизнь у них получилась полноценной и гармоничной, то и рассказ мой будет с прицелом на это.

ТЕЛО

Жить наши дети будут долго. Хорошая новость: 70 процентов детей, родившихся в благополучных странах сегодня, будут жить свыше 100 лет. Не такая хорошая новость: количество людей старше 60 лет между 2007 и 2050 годами удвоится. Это означает, что с пенсионными выплатами будет полный швах, потому что работающее население не сможет обеспечить неработающее. Также это означает, что жить долго лучше в активном физическом состоянии. Поэтому я верю, что один из главных подарков, который я могу сделать ребенку, это помочь почувствовать и запомнить, что значить жить в комфортном теле и почему это здорово. Что быть сильным, быстрым, физически собранным – это необходимая база, без которой больше ста лет, да еще и вдруг без пенсии вряд ли протянешь. Это не всегда будет просто, особенно после родов, болезней, травм, тяжелых жизненных обстоятельств. Но если человек знает, каково это – быть в тонусе, то он будет всегда хотеть к нему вернуться.

ДУША И МЫСЛИ

Все самое захватывающие происходит и тем более, будет происходить, на пересечении правого и левого полушарий – эмоционального и рационального. Я уже много писала на тему междисциплинарности и не устану говорить об этом: любая алгоритмичная работа уже или автоматизирована, или очень скоро будет. На своей работе, помимо прочего, я занимаюсь пиаром – казалось бы, очень творческая профессия. Когда я заканчиваю пресс-релиз на английском, я его на всякий случай прогоняю через приложение Grammarly, чтобы избежать мелких ошибок, которые я, как человек, для которого английский не является родным, могла пропустить. Приложение Grammarly не только исправляет ошибки, оно оценивает текст семантически и иногда может мне сообщить: «Вот это прилагательное смотрится странно рядом с этим существительным, такое употребление не очень принято, предлагаю заменить». И сегодня 2017 год, а представьте, что сможет приложение Grammarly в 2027. А когда мой пресс-релиз готов, я нажимаю на кнопочку в базе данных, и он расходится на столько тысяч журналистов, на сколько я захочу. Мне не нужно пять лет собирать их контакты, мне просто нужно заплатить 500 фунтов. И система, конечно, предлагает мне журналистов, которые наиболее вероятно будут заинтересованы в моем пресс-релизе. То есть автоматизируется даже все то, что традиционно считалось самым креативным.

Недавно я просматривала список участников конференции по Искусственному Интеллекту, где спикеры с двумя-тремя образованиями в разных областях– не исключение, а самый что ни на есть мэйнстрим. Потому что только люди, которые стоят на пересечении областей, будут способны создавать новое и находить себе применение.

Поэтому я уверена, что наши дети могут и должны постигать жизнь всеми органами чувств. Способность слышать музыку и чувствовать людей так же важны, как и способность прикинуть в уме пропорцию или написать логичный текст. Поэтому меня невероятно огорчает гонка за ранним академическим образованием в ущерб познания жизни через движение, эмоции, ощущения, живое взаимодействие. Кстати, об образовании.

ОБРАЗОВАНИЕ

Вначале отмечу, что больше всего на свете я люблю учиться и открыть новую книгу или записаться на новый онлайн-курс – это для меня уровень счастья «10». У меня два высших образования, и я подумываю о третьем. То есть я большой приверженец оного. Однако многие компании сегодня, включая ведущие рекламные агентства и даже Ernst & Young, отменяют требование о высшем образовании при приеме на работу. Вообще, понятие образования сильно трансформируется и любой обучающий курс, включая многие курсы из Гарварда, находится на расстоянии одного клика. Технологии несутся галопом и здесь - например, 3D технологии стали настолько хороши, что студенты-медики просто будут находиться внутри виртуального пространства и учиться проводить операции, «двигая ткани» руками. А когда мне нужно было срочно выучить программу графического дизайна, на все про все ушло два часа видео-уроков.

Образование перестает быть линейным и привязанным к месту или заведению. Образование – это процесс, в который мы будем вовлечены всю жизнь, постоянно трансформируя свои навыки. Потому что даже на моем веку многие работы уже попросту исчезли, что говорить о жизни наших детей – профессии будут появляться и исчезать с невиданной скоростью.

Поэтому навык постоянного аудита своих возможностей и подгонки их под существующую реальность с быстрым обучением тому, что вдруг стало нужным – это ключевой подход к образованию, которому стоит научить детей.

ХАРАКТЕР

Нынешнее время называется «постмодернизмом», который характеризуется тем, что больше нет генеральной линии партии, нет морального императива, нет единого «как должно», а есть бесконечное «как можно». И если для одних — это благо, то для других – смертельный ужас, потому что СВОБОДА, как нам верно объяснил мой любимый Ирвин Ялом, относится к четырем основным экзистенциальным страхам. Когда открыты все двери – в какую идти?

Анализ, выбор и принятие сложных решений в условиях абсолютной свободы – еще один жизненно необходимый навык, который должен развиться и укрепиться у ребенка. Ни в коем случае нельзя жалеть времени на обсуждение сложных вопросов и нельзя отмахиваться от того, чего вы не понимаете сами или в чем не успели разобраться для себя. Когда я искренне не знаю ответа на какой-то вопрос, я просто говорю Вере: «Сложный вопрос. Давай подумаем вместе» и мы начинаем думать вместе, вслух. Я спрашиваю ее, что и почему она думает, что она чувствует, как это затрагивает других людей, почему для нее это важно, какие это может иметь последствия и так далее.

Нашим детям будет сложнее строить жизнь потому, что будет больше возможностей и меньше протоптанных тропинок. Как жить со всем этим великолепием, лучше постепенно обсудить уже сейчас.

В целом, человека я вижу как некий процессор, куда мы можем положить что-то важное и нужное, но мы не сможем проконтролировать, что туда будет положено еще. Это процессор будет обрабатывать все вводные через программное обеспечение того генетического кода, с которым ребенок родился. Что получится на выходе, я понятия не имею. Но я верю в то, что если уделять внимание этим четырем областям, что-то должно получиться.

Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
No tags yet.
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page